Образовательные стандарты
1.
Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
23 ноября 2009 г. N 655 ''Об
утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования"
Дополнительно:
Дата официальной публикации:5 марта 2010 г.
Опубликовано: 5 марта 2010 г. в "РГ"
- Федеральный выпуск №5125
Вступает в силу:16 марта 2010 г.
Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г.
Регистрационный N 16299
В соответствии с
пунктом 5.2.8 Положения о Министерстве образования и науки Российской
Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от
15 июня 2004 г. N280 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004,
N25, ст. 2562; 2005, N15, ст. 1350; 2006, N18, ст. 2007; 2008, N25, ст. 2990;
N34, ст. 3938; N42, ст. 4825; N46, ст. 5337; N48, ст. 5619; 2009, N3, ст. 378;
N6, ст. 738; N14, ст. 1662), приказываю:
Утвердить прилагаемые федеральные
государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования и ввести их в действие со дня вступления в силу
настоящего Приказа.
Министр А. Фурсенко
Приложение
Федеральные государственные требования к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
I. Общие положения
1.1. Настоящие федеральные государственные
требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации
основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию (далее - образовательные
учреждения), в части определения структуры основной общеобразовательной
программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их
объема, а также соотношения обязательной части основной общеобразовательной
программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
1.2. Федеральные требования учитывают
особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.3. На основе федеральных требований
разрабатываются:
·
примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования;
·
примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
1.4. На основе федеральных требований
осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного
образования при лицензировании образовательной деятельности и государственной
аккредитации образовательных учреждений.
II. Требования к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования
2.1. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования (далее - Программа) разрабатывается, утверждается и
реализуется в образовательном учреждении на основе примерных основных
общеобразовательных программ дошкольного образования, разработка которых
обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом на основе
федеральных требований.
2.2. Программа определяет содержание и
организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и
направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление
здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей.
2.3. Содержание Программы включает
совокупность образовательных областей, которые обеспечивает разностороннее
развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным
направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и
художественно-эстетическому.
2.4. Программа должна:
·
соответствовать
принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
·
сочетать
принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой
практике дошкольного образования);
·
соответствовать
критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные
цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному "минимуму");
·
обеспечивать
единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса
образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых
формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
·
строиться
с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и
возможностями образовательных областей;
·
основываться
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
·
предусматривать
решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и
детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
·
предполагать
построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом
деятельности для них является игра.
2.5. Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части;
2) части, формируемой участниками
образовательного процесса.
2.6. Обязательная часть Программы должна быть
реализована в любом образовательном учреждении, реализующем основную
общеобразовательную программу дошкольного образования. Обеспечивает достижение
воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень
развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных
программ начального общего образования. В группах компенсирующей и
комбинированной направленности обязательная часть программы включает в себя
деятельность по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.7. Часть Программы, формируемая участниками
образовательного процесса, отражает: 1) видовое разнообразие учреждений,
наличие приоритетных направлений деятельности, в том числе по обеспечению
равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных
учреждениях, по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и
оздоровительных мероприятий и процедур, по физическому, социально-личностному,
познавательно-речевому, художественно-эстетическому развитию детей (кроме деятельности
по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом
развитии детей с ограниченными возможностями здоровья); 2) специфику
национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
2.8. Время, необходимое для реализации
Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти
часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных
особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа
реализуется.
2.9. Объем обязательной части Программы
составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а
части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего
объема Программы.
2.10. В зависимости от направленности
функционирующих в образовательном учреждении групп детей дошкольного возраста -
общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной - могут
применяться различные варианты соотношения обязательной части Программы и
части, формируемой участниками образовательного процесса, с учетом приоритетной
деятельности образовательного учреждения.
Для всех образовательных учреждений, имеющих
группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается
приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равных
стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях,
реализующих основную образовательную программу начального общего образования.
2.11. Общий объем обязательной части Программы
рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными
направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время,
отведенное на:
·
образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
·
образовательную
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
·
самостоятельную
деятельность детей;
·
взаимодействие
с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования.
2.12. Общий объем обязательной части основной
общеобразовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья,
которая должна быть реализована в группах компенсирующей и комбинированной
направленности, рассчитывается с учетом направленности программы, в
соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития,
спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на:
·
образовательную
деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей;
·
образовательную
деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или)
психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;
·
самостоятельную
деятельность детей;
·
взаимодействие
с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
2.13. В группах сокращенного дня и
кратковременного пребывания в целях сохранения качества дошкольного образования
приоритетной является образовательная деятельность, осуществляемая в процессе
организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной,
трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения), и образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных
моментов.
2.14. Обязательная часть Программы должна
содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении;
3) содержание психолого-педагогической работы
по освоению детьми образовательных областей "Физическая культура",
"Здоровье", "Безопасность", "Социализация",
"Труд", "Познание", "Коммуникация", "Чтение
художественной литературы", "Художественное творчество",
"Музыка";
4) содержание коррекционной работы (для детей
с ограниченными возможностями здоровья);
5) планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
6) система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы.
III. Требования к разделам обязательной части
основной общеобразовательной программы дошкольного образования
3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:
1) возрастные и индивидуальные особенности
контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении;
2) приоритетные направления деятельности
образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования;
3) цели и задачи деятельности образовательного
учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования;
4) особенности осуществления образовательного
процесса (национально-культурные, демографические, климатические и другие);
5) принципы и подходы к формированию
Программы.
3.2. Организация режима пребывания детей в
образовательном учреждении включает:
1) описание ежедневной организации жизни и
деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей
и социального заказа родителей, предусматривающая личностно-ориентированные
подходы к организации всех видов детской деятельности;
2) проектирование
воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом
воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
3.3. Содержание психолого-педагогической
работы по освоению детьми образовательных областей "Физическая
культура", "Здоровье", "Безопасность",
"Социализация", "Труд", "Познание",
"Коммуникация", "Чтение художественной литературы",
"Художественное творчество", "Музыка" ориентировано на
развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи
психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и
личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех
образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
3.3.1. Содержание образовательной области
"Физическая культура" направлено на достижение целей формирования у
детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой,
гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:
·
развитие
физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);
·
накопление
и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
·
формирование
у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом
совершенствовании.
3.3.2. Содержание образовательной области
"Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и
формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
·
сохранение
и укрепление физического и психического здоровья детей;
·
воспитание
культурно-гигиенических навыков;
·
формирование
начальных представлений о здоровом образе жизни.
3.3.3. Содержание образовательной области
"Безопасность" направлено на достижение целей формирования основ
безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок
экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих
задач:
·
формирование
представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и
способах поведения в них;
·
приобщение
к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
·
передачу
детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и
пассажира транспортного средства;
·
формирование
осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и
окружающего мира природы ситуациям.
3.3.4. Содержание образовательной области
"Социализация" направлено на достижение целей освоения первоначальных
представлений социального характера и включения детей в систему социальных
отношений через решение следующих задач:
·
развитие
игровой деятельности детей;
·
приобщение
к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и
взрослыми (в том числе моральным);
·
формирование
гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства
принадлежности к мировому сообществу.
3.3.5. Содержание образовательной области
"Труд" направлено на достижение цели формирования положительного
отношения к труду через решение следующих задач:
·
развитие
трудовой деятельности;
·
воспитание
ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его
результатам;
·
формирование
первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого
человека.
3.3.6. Содержание образовательной области
"Познание" направлено на достижение целей развития у детей
познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение
следующих задач:
·
сенсорное
развитие;
·
развитие
познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
·
формирование
элементарных математических представлений;
·
формирование
целостной картины мира, расширение кругозора детей.
3.3.7. Содержание образовательной области
"Коммуникация" направлено на достижение целей овладения
конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми
через решение следующих задач:
·
развитие
свободного общения со взрослыми и детьми;
·
развитие
всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя
речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической
форм) в различных формах и видах детской деятельности;
·
практическое овладение воспитанниками
нормами речи.
3.3.8. Содержание
образовательной области "Чтение художественной литературы" направлено
на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии)
книг через решение следующих задач:
·
формирование
целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
·
развитие
литературной речи;
·
приобщение
к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и
эстетического вкуса.
3.3.9. Содержание образовательной области
"Художественное творчество" направлено на достижение целей
формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
·
развитие
продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный
труд);
·
развитие
детского творчества;
·
приобщение
к изобразительному искусству.
3.3.10. Содержание образовательной области
"Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей,
способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
·
развитие
музыкально-художественной деятельности;
·
приобщение
к музыкальному искусству.
Основные общеобразовательные программы
содержат перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного
процесса программ, технологий, методических пособий.
3.4. Раздел программы "Содержание
коррекционной работы" разрабатывается при воспитании в образовательном
учреждении детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание коррекционной работы должно быть
направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или)
психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями
здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Содержание коррекционной работы должно
обеспечивать:
·
выявление
особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями
здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом
развитии;
·
осуществление
индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического
развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии);
·
возможность
освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их
интеграции в образовательном учреждении.
·
Указанный
раздел должен содержать перечень, содержание и план реализации индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их
интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими Программы,
предусматривающих в том числе:
·
описание
системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса,
включающего психолого-медико-педагогическое обследование детей с целью
выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития
детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы
дошкольного образования, планирование коррекционных мероприятий;
·
описание
специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями
здоровья, в том числе безбарьерной среды их жизнедеятельности, использование
специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных
методических пособий и дидактических материалов, технических средств обучения
коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего детям необходимую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий.
В содержании коррекционной работы должно быть
отражено взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий
воспитателей, специалистов образовательного учреждения (музыкального
руководителя, воспитателя или инструктора по физической культуре, других
педагогов), специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских
работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся
в области оказания поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья.
В случае невозможности комплексного усвоения
воспитанником Программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений,
подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической
комиссией, содержание коррекционной работы формируется с акцентом на
социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
3.5. Планируемые результаты освоения детьми
основной общеобразовательной программы дошкольного образования подразделяются
на итоговые и промежуточные.
Планируемые итоговые результаты освоения
детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны
описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в
результате освоения Программы:
·
Физически
развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка
сформированы основные физические качества и потребность в двигательной
активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические
процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;
·
Любознательный,
активный. Интересуется
новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и
своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах
детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;
·
Эмоционально
отзывчивый.
Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок,
историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного
искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;
·
Овладевший
средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок
адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет
диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и
взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при
сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в
зависимости от ситуации;
·
Способный
управлять своим поведением и планировать
свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий
элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно
определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со
стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое
хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия,
направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на
улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине,
поликлинике, театре и др.);
·
Способный
решать интеллектуальные и личностные
задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять
самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач
(проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации
может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен
предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и
др.;
·
Имеющий
первичные представления о себе,
семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о
себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному
полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении
семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных
ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;
·
Овладевший
универсальными предпосылками учебной
деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого
и выполнять его инструкции;
·
Овладевший
необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и
навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Промежуточные результаты освоения Программы
раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый
возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
3.6. Система мониторинга достижения детьми
планируемых результатов освоения Программы (далее - система мониторинга) должна
обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов
освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и
включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические,
интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком,
бесед, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик нетестового
типа, критериально-ориентированного тестирования, скрининг-тестов и др.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание
низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко
формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов,
обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Периодичность мониторинга устанавливается
образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики
достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению
воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса.
Содержание мониторинга должно быть тесно
связано с образовательными программами обучения и воспитания детей.
Обязательным требованием к построению системы
мониторинга является использование только тех методов, применение которых
позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.