Данилова Олеся Телмановна
Работа
педагога-психолога с детьми
Роль психолога в детском саду огромна. В
его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие
наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском
саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет
поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности
педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет
свою деятельность.
В зависимости от запросов и установок
администрации ДОУ психолог в детском саду может играть разные роли:
- консультанта, который занимает отдельный
кабинет и при необходимости оказывает помощь детям и родителям по вопросам
развития детей;
- наблюдателя, который посещает занятия в
группах, диагностирует детей и консультирует воспитателей по работе с
конкретными детьми;
- активного участника учебного процесса,
который разрабатывает программы вместе с воспитателями, проводит занятия для
детей;
- ведущего консультанта по вопросам организации
учебного процесса, улучшает работу воспитателей, проводит семинары для
педагогического состава и т.д.;
- исследователя, наблюдателя, в целом, за
учебным процессом.
От того, какая из этих ролей выбрана для
психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции.
Они могут быть очень разными в разных детских садах, но, в целом, их можно
свести к нескольким пунктам:
- информационная функция - предоставление
специализированных сведений;
- диагностическая- определение общих и индивидуальных
особенностей развития детей, их готовности к школе, мониторинг
личностного развития дошкольников и т.д.;
- профилактическая - создание условий для
гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников
учебно-воспитательного процесса;
- коррекционная - помощь в решении
существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста,
психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;
- пропедевтика - обучение педагогического
персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей,
педагогов, дошкольников.
Основные цели работы:
- оптимизация учебно-воспитательного
процесса, улучшение психологического климата в коллективе;
- психологическое сопровождение детей
«группы риска»;
- психологическое сопровождение
когнитивной сферы дошкольников;
- психологическое развитие креативности у
детей;
- консультирование родителей и педагогов
по вопросам психологии, ее практического использования в организации
начально-воспитательного процесса.
Что делает детский психолог?
Цель психодиагностики – определение уровня
развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания,
мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии
человека.
Многие, наверное, знают, что для
проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют
тесты, но особые - детские.
Психолог может попросить дошкольника
что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в
интересную игру - а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые
для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много
психодиагностических средств и методик.
Многие дети нуждаются в развитии
необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью
развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей,
поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится
свободно чувствовать себя в коллективе.
Коррекционно-восстановительная
работа
Если у ребенка выявлены серьезные
эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная
психотерапевтическая работа.
Например, это могут быть занятия с детьми
на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижение агрессии. Детская
психотерапия поможет, если ребенок пережил сильный стресс.
и семейное консультирование
Каждый психолог знает, что все проблемы
детей - это проблемы их родителей. И в большинстве случаев это так. Начиная
разбирать по крупинкам все детские трудности, выясняется, что причины
находятся в семейных проблемах и конфликтах, неадекватности стиля воспитания
и т.п.
Поэтому, чтобы решить проблемы ребенка
родителям требуется самим разобраться в причинах и изменить негативное в своем
поведении, в ситуации, окружающей дошкольника. Консультируя родителей, психолог
помогает им увидеть себя и ситуацию со стороны, а значит, сделать
правильные выводы. Он не осудит Вас и не упрекнет, за что бы то ни было.
В теории решения изобретательских задач
имеется понятие «идеальный конечный результат», когда функция, ради которой
создавалась система, выполняется наилучшим образом. Тогда практический
психолог в детском саду - это:
- «живая» вода для ребенка, которой можно
исцелить все раны души;
- «скорая помощь»;
- садовник, который знает, куда посадить
ростки, чтобы они расцвели красивыми цветами, и какие нужны условия для каждого
индивидуального растения;
- мостик между ребенком и другими детьми;
- взрослый, который по-настоящему любит
играть;
- создатель психологического климата в
коллективе и катализатор его творческого потенциала
Начиная
разговор о рекомендациях в воспитании детей, хочу обратить Ваше внимание на то
главное, что является основой основ воспитания – любовь к ребенку.
Никакой
совет психолога, никакая рекомендация в отношении воспитания ребенка не
действует, если в отношениях нет любви.
Причем, любовь не за то, что ребенок красивый,
умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то,
что он есть!
Любите
его не за ум, талант, красоту или одарённость, а просто за то, что он есть!
Говорите о своей любви к ребенку.
Не стесняйтесь проявлять свою любовь к
ребенку, дайте ему понять, что будете любить его всегда и при любых
обстоятельствах....
Советы психолога
родителям дошкольника:
v говорите ребенку
о своей любви к нему;
v хвалите его за
успехи;
v не ограничивайте
ребенка в самостоятельном подборе одежды;
v не повышайте
голос на ребенка, если сорвались – извинитесь;
v не врите детям,
они в любом возрасте подражают вам;
v играйте и
занимайтесь вместе с ребенком регулярно;
v умейте слушать и
выслушать;
v не устраивайте
ссоры при детях;
v не создавайте
тепличные условия, не ограничивайте ребенка от внешнего мира;
v не идеализируйте
ребенка. И не навязывайте чрезмерную любовь;
v не используйте
чрезмерную грубость, авторитарность, грубость;
v исключите
физические наказания;
v не
перекладывайте на других заботы о вашем чаде;
v в общении с
ребенком всегда должно присутствовать чувство такта;
v у детей есть
собственные материальные запросы, не игнорируйте их, но и не злоупотребляйте;
v учите ребенка
доверять вам, и говорить правду о любых его действиях;
v если детей в
семье двое, не разжигайте между ними ревность и соперничество.
v Всячески
демонстрируйте, что они для Вас равные, и отношение к ним одинаковое;
v не
демонстрируйте ребенку собственные негативные эмоции, связанные с работой или бытом;
v повышайте
уровень самооценки своего чада;
v следите за тем,
что бы между вами было полное доверие;
v избегайте
длительных объяснений и сложных бесед;
v уважайте в
ребенке индивидуальность;
v научите ребенка
правильно распределять и планировать свое время;
v уважительно
относитесь к увлечениям ребенка;
v привлекайте
ребенка в различные формы труда.
АДАПТАЦИЯ
ДЕТЕЙ К ДЕТСКОМУ САДУ
Живя в семье в
определённых, сравнительно устойчивых условиях, ребёнок постепенно
приспосабливается к условиям окружающей среды. Между организмом и этой средой
устанавливаются правильные взаимоотношения, происходит адаптация организма к
окружающим влияниям. Организм ребёнка постепенно приспосабливается к
определённой температуре помещения, к окружающему микроклимату, к характеру
пищи и т.д. Под влиянием систематических воздействий со стороны окружающих
ребёнка взрослых, у него образуются различные привычки: он привыкает к режиму,
способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения
с родителями, привязанность к ним. Далее...
АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка –
большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива,
"гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает,
не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего
эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из
неадекватных способов психологической защиты. Далее...
Рекомендации
для родителей по воспитанию гиперактивных детей
·
В своих отношениях с ребёнком
поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого
заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих
силах.
·
Избегайте повторения слов «нет» и
«нельзя».
·
Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
(Окрики возбуждают ребёнка).
·
Давайте ребёнку только одно задание на
определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
·
Для подкрепления устных инструкций используйте
зрительную стимуляцию.
·
Поощряйте ребёнка за все виды
деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками,
конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
·
Поддерживайте дома чёткий распорядок
дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно
соответствовать этому распорядку.
·
Избегайте по возможности скоплений
людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка
чрезмерное стимулирующее действие.
·
Оберегайте ребёнка от утомления,
поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
·
Давайте ребёнку возможность расходовать
избыточную энергию. Полезна ежедневная
физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия
(гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта
травматичны).
·
Помните о том, что присущая детям
гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью
перечисленных мер.
Индивидуальность
человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные
характеристики. Индивидуальность – это единое целое,
неповторимое, уникальное, внутренне согласованное, направленное на реализацию
жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения. Индивидуальный
подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому
в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все
индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Психологическая характеристика типов темперамента
(читать здесь)
Вопрос отдавать ребенка в детский сад или не отдавать рано
или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от
уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет
свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских
дошкольных учреждений.
Принятие решения родителями во многом определяется личным
опытом. Тем не менее, посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы,
определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки,
точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Необходимо отметить, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, гувернантки, неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Оформляя ребенка в дошкольное учреждение, родители часто переживают: как встретят ребенка? Будет ли ему хорошо в детском саду? Волнение это вполне объяснимо: родители впервые оставляют ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах. Было внимание, любовь всех близких. А будут ли любить ребенка в детском саду? Это волнение усугубляется, если ребенок отказывается идти в группу.
Мамы или проникаются еще большим сочувствием к ребенку, порой в ущерб интересам воспитателей, или, стараясь не реагировать на слезы и просьбы сына, дочери, молча ведут их в детский сад.
Малыши, переступившие порог детского сада, оказываются в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие.
Что такое адаптация?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, к новым
условиям.
Для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Некоторые закономерности процесса адаптации
Вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала ребенка нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.
Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. На это следует обращать постоянное внимание в семье.
Так же необходимо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась, в этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.
Поэтому чаще всего ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.
Для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Некоторые закономерности процесса адаптации
Вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала ребенка нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать.
Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
Особое значение в период привыкания ребенка к условиям общественного воспитания имеют и такие факторы, как привычка к режиму, уровень культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания. На это следует обращать постоянное внимание в семье.
Так же необходимо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась, в этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка. Нередко боязнь новых людей и ситуаций приводит к тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как стресс истощает защитные силы организма.
Поэтому чаще всего ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест, особенно если ребенок впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Все ли дети ведут себя одинаково при поступлении в детский сад?
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут.
Чем же объясняется такое разное поведение детей?
• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения;
• Наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании);
• Неумение занять себя игрушкой;
• Несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков.
Однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми.
Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама — ребенок, бабушка — ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнет к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке.
Дети, у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения ребенок познает окружающее, узнает, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнает себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив.
Научно доказано, что период адаптации к детскому саду в норме составляет от одного до 6 месяцев, если адаптация не произошла в течение 6 месяцев, то это сигнал родителям, о том, что с ребенком не все в порядке и необходимо обратиться к специалисту.
Адаптация считается законченной, если у ребенка наблюдается стабильное положительное психо-эмоциональное состояние в течение недели, ваш ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует с взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит, у него отсутствуют заболевания и есть динамика массы тела.
Типичные ошибки родителей в период адаптации ребенка к детскому саду и способы их предотвращения
Отдавая ребёнка в дошкольное учреждение родители, часто сталкиваются с трудностями. В первую очередь это неготовность к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад.
Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям.
Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.
В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца.
Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой детского сада, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
Если вы учли все предыдущие рекомендации, то уже 90% самого сложного позади и еще несколько рекомендаций заинтересованным родителям:
• Обязательно соблюдайте график адаптации, режим кратковременного пребывания ребенка в детском саду, начиная с 2-х часов. С графиком вас познакомит инструктор по гигиеническому воспитанию или психолог детского сада. Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к новым условиям, к новым людям, к новым правилам, к отсутствию мамы.
• Можете дать ребенку с собой игрушку или книжку, словом «кусочек» дома.
• Ежедневно общайтесь с воспитателем, но не с целью выспросить, кто толкнул, а кто отобрал игрушку, а с целью выяснить, как вам скорректировать свои взаимоотношения с ребенком дома, чтобы он легче и быстрее привыкал к новым условиям жизни. Пусть воспитатель станет вашим помощником в воспитании ребенка.
• Поддерживайте ребенка в период адаптации, меньше обращайте внимания на его капризы, дарите ему свое тепло и любовь. Постарайтесь не менять ничего в жизни ребенка в этот период (не отучайте от соски, груди – это лучше сделать заранее, не ездите надолго в гости, не приглашайте к себе незнакомых малышу людей). Берегите нервную систему ребенка!
• Самое главное – положительный настрой на детский сад, если вы верите, что детский сад самое лучшее место на земле для вашего ребенка, так же будет считать и ваш ребенок, пусть пока на уровне внутренних ощущений. Если вы так не считаете, займитесь аутотренингом - возьмите листочек и напишите в ответ на вопрос «Зачем нам нужен детский сад?» все позитивное, что вы знаете по этому поводу (например, «У моего ребенка расширится круг общения, а это очень полезно для его развития», даже негативный опыт полезен, так как ребенок развивается только преодолевая препятствия, как, впрочем, и любой человек).
Если вы определились с выбором дошкольного учреждения, начинайте осваивать его территорию, приходите на утренние и вечерние прогулки, познакомьтесь с воспитателями, играйте с детьми.
Посетите психолога детского сада, проконсультируйтесь с инструктором по гигиеническому воспитанию или врачом, то есть сами получите как можно больше разнообразной информации о том месте, где ваш ребенок будет проводить большую часть времени. И самое главное – это ваше доверие и вера, что все будет хорошо
О психологической готовности ребенка к школе
Традиционно выделяют три аспекта психологической готовности
к школе: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Интеллектуальная зрелость для возраста 6- 7 лет – это умение
ребенка выделять фигуру из фона, способность концентрировать внимание,
устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического
запоминания, умение воспроизвести образец, а также развитие тонких движений
руки и их координации.
Эмоциональная зрелость – это ослабление непосредственных,
импульсивных реакций и умение длительно выполнять не очень привлекательную
работу, то есть развитие произвольности поведения.
Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со
сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп,
способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять указания
учителя. За основу готовности к школе, таким образом, принимается некоторый необходимый
уровень развития ребенка, без которого он вообще не сможет успешно учиться в
школе.
Однако необходимо помнить, что путь развития каждого ребенка
индивидуален в силу закона неравномерности психического развития. Одни дети
рано начинают ходить, другие – говорить, третьи начинают говорить поздно, но
зато целыми фразами, да еще буквы запоминают. Поэтому к школьному возрасту дети
приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками,
способностями. К моменту поступления в школу не так важно иметь конкретные
сформированные навыки (например, уметь читать или считать); важнее, чтобы
ребенок мог воспринимать и усваивать новый материал – обладал так называемой
обучаемостью.
к
|